Не стало Наташи Вайсенберг, нашего дорогого друга и прекрасного человека.
Наташа родилась 9 апреля 1947 года в интеллигентной семье. Её родители Семён Яковлевич и Фредерика Михайловна были высокообразованными людьми, работали журналистами, педагогами в школах и средних учебных заведениях. Они, а также предки с обоих сторон привили детям Наташе и Грише понятия о честности и порядочности. Наташа унаследовала поэтические таланты своих родителей, особенно отца, писавшего стихи на румынском языке. Наташины стихи-глубокие и искренние были знакомы многим.
Вначале её родители вместе с детьми жили в селе Раковец, работали учителями в местной школе, где также училась Наташа. Она освоила молдавский язык, который наряду с русским стал для неё также родным.
В 1958 году семья Вайсенберг переехала в Сороки. Помню, когда она появилась в нашем классе, многие поначалу приняли её за иностранку благодаря речи с румынским акцентом. Я учился с ней в одном классе вплоть до окончания семилетки. Мы запомнили Наташу как энергичного, честного человека, борца за справедливость. За свой порой задиристый характер получила прозвище “Васька”. Оказалось, что мы с ней не просто соученики, но и родственники. Близкие интересы-литература, классическая музыка сблизили нас. Наташа была в числе лучших учеников по классу фортепиано у моей тети Раисы Менасьевны Шатан.
Преподавание фортепиано стало основной специальностью Наташи в будущем: в музыкальной школе, педагогическом и музыкальных училищах. Работала по этой специальности и в Магадане, где сейчас проживают ее сын Яник с семьей.
Американский период жизни Наташи связан с Аляской, небольшим городом Солдотна. Путь эмигранта был нелегок. Но Наташа преодолела трудности и тоже нашла себя и в преподавании фортепиано.
Мы постоянно поддерживали связь с Наташей, она бывала у нас в Сиэтле. Два года назад Наташе поставили тяжелый диагноз, при котором химиотерапия и радиационные методы иногда дают результат.
Сильный, жизнелюбивый человек, она была полна решимости побороть болезнь. Поначалу это ей помогало, но болезнь прогрессировала и каждый день жизни давался ей нелегко. Но Наташа не замкнулась в себе. Она продолжала активную жизнь-работала музыкальным руководителем в местном сообществе, выступала как пианист.
Она поддерживала связь по телефону и интернету со всеми, кто был ей дорог и близок в бывшем СССР, Израиле, Америке. Была инициатором помощи нуждающимся.
Мы пытались помочь Наташе чем могли. Моя жена Фаина говорила с ней по телефону каждый день, подбадривала, внушала оптимизм. Но болезнь победила. 9 августа Наташи не стало.
Много лет назад она написала в своем маленьком реквиеме:
Уснули лилии и розы
У изголовья твоего,
Затихли жизненные грозы...
И не осталось ничего.
Ушли обиды и ошибки,
И, не согревшее тепло...
В последний раз пропели скрипки...
И не осталось ничего.
Шурша поникшие травинки
Сомкнули над тобой кольцо.
Роняет небо звезд слезинки
На побледневшее лицо.
Этими строками Наташа предвидела конец своего жизненного пути.
Нет слов, чтобы выразить всю боль о нашей утрате. Память о Наташе-искреннем добром и отзывчивом человеке, прекрасном музыканте и педагоге, нашем дорогом друге, я уверен, навсегда останется у всех, кто с ней дружил и знал.
Михаил Кон
Сиэтл, США.
Многочисленные друзья, бывшие одноклассники и знакомые выражают глубокие соболезнования сыну Янику и брату Грише, который до последней минуты чем мог помогал Наташе.
Вечная ей память. Пусть земля будет ей пухом.
Вассерман,
Литвак,
Гриншпун.
Сельцер.
Татар.
Эльман.
Ландес и др.