О нашем родном городке – с правдой и с ложью!

Этот форум пред­на­зна­чен для общего обмена мне­ниями по различным
темам.

О нашем родном городке – с правдой и с ложью!

Сообщение sadmin Пт ноя 16, 2012 6:16 pm

(по поводу трёх статей о Сороках с сайта «Annatalya»)

Так же, как и сайт «soroki.com», я примерно три дня назад (8.11.2012) получил по рассылке материалы сайта «Annatalya».
***
Прежде всего, меня поразило название первой статьи: «Бедный и злополучный?», правда, с вопросительным знаком в конце, что подчёркивает неуверенность автора в точности названия. Насколько мне, уроженцу Сорок, интересующемуся много лет его историей, известно, он никогда не был бедным (во всяком случае, не беднее других городов Молдавии или соседней Украины!) и, тем более, – не злополучным (погромов, как Кишинёв, Сороки не испытал, грязи «по горло», как Бельцы, в нём тоже не было; зато, правда, он перенёс несколько наводнений, оползней, землетрясений, взрывов, но такое испытывали ведь и другие города!). Всё дело, на мой взгляд, заключается в неверной трактовке названия города. Уже много лет я настаиваю на своей версии другого толкования названия «Сороки» (от ивритского слова «сорэк», что значит «гладкий, причёсанный») – после расчистки территории между горой и Днестром, где новоприбывшие (скорее всего, генуэзские торговцы-евреи) начали строить первые дома, они же и присвоили ему такое имя (в Израиле есть большой территориальный район, который называется «Нахаль Сорэк» – река Сорэк, возможно, по аналогии так назвали и наш городок!). В Сороках практически с момента его возникновения (с середины ХV века) строились каменные, саманные или глиноплетнёвые (глинобитные) дома, деревянных домов в городке не было (если не считать нескольких времянок, магазинчиков и первых торговых лавок). Фотообъектив безызвестного «Антона» не отразил крупных общественных зданий, исторических строений, новостроек сорокских нуворишей. То, что мы видим на снимках, действительно, производит гнетущее впечатление своей убогостью, запущенностью, заброшенностью…(как раньше говорили, городок «похож на Гарлем»!). Но ведь тут важен взгляд, настроение, с оптимизмом или пессимизмом ведётся рассказ «очевидца». Мне кажется, что в данном случае и рассказ ведётся от лица пессимиста, и фотографии подобраны так, чтобы подчеркнуть убожество во всём. Кстати, читая текст, я несколько раз ловил себя на мысли, что автор уже побывала когда-то в Сороках: то ли училась здесь, то ли проживала, но большей любви к городу ни тогда, ни сейчас не испытывала. Зачем же выносить на «вселенский суд» свои «путевые заметки», подкреплённые такими фотографиями?

***
Насчёт музея, оказавшегося закрытым: видимо, музей открыт лишь тогда, когда Коля Булат на месте. А когда его нет, разумеется, музей закрыт. Однако сегодня во всём мире существует правило: позвонить заранее и договориться о встрече в назначенный день и час. Тогда все проблемы с посещением отпадут сами собой... Фотографии не мешало бы как-то подписать, потому что в подписях тоже отражены взгляды, чувства и переживания «автора». По поводу Сорокской крепости говорится, что она – чуть ли не самая маленькая в мире. Это неверно. Есть крепости и поменьше. Например, замки крестоносцев на территории Израиля или замки в центре Европы. Возможно, если судить по территории Молдавии и нынешней Украины, куда относятся, к примеру, Бендерская, Хотинская или Аккерманская крепости, то Сорокская крепость, действительно, меньше. Но никак не «самая маленькая в мире»! Пушки, установленные в Сорокской крепости, никогда не сделали ни одного боевого выстрела. Так что говорить о том, будто бы она выдерживала много осад, какие-то – выигрывала, а какие-то – проигрывала, несерьёзно: «девушка» эта невнимательно слушала пояснения экскурсовода…Ничего не говорится в статье об итальянском замке Капрарола, который удивительно похож на Сорокскую крепость. Никому ведь не хочется признаваться в плагиате, а чертежи для строительства Сорокской крепости, видимо, какой-то генуэзский торговец перекупил у хозяина чертежей Капраролы. И ещё один «ужас», связанный с Сорокской крепостью, старательно замалчивается: при раскопках крепости была найдена надпись: «Сей замок сладил мастер Якоп». Яков, значит, то есть еврей!
В Сороках проживает около 50 тысяч человек. Почему же в этой статье фигурирует цифра 30 тысяч? Это ведь не разница в тысячу или две тысячи человек – это разница в 20 тысяч! Откуда взялась такая цифра? Иди, спроси, только спрашивать некого!
***
Одна из трёх статей повествует о сорокских цыганах. И опять же в ней нет истории заселения цыган в нашем городке, нет рассказа об их общинной жизни, их интересах, проблемах, тревогах. Эти земли, пишет «анонимка», им выделил ещё в 14-м веке главный молдавский правитель – господарь Штефан чел Маре. Всё бы хорошо, но Штефан родился в середине 15-го века (в 1429 году), начал княжить в 1457-м и умер в 1504-м, то есть в начале 16-го века. Ладно бы это, но с какого времени в Молдавии всё-таки проживали цыгане? Если судить по другим источникам, молдавские цыгане («рома», или «кэлдэрары», всего среди цыган выделяют около восьмидесяти этно-лингвистических групп) в начале 19-го века покинули Балканы и расселились в Западной Европе, России и других близлежащих странах. Сегодня, несмотря на более-менее оседлый образ их жизни, цыгане-кэлдэрары проживают почти во всех регионах России. Они предпочитают селиться в городах или на городских окраинах, поэтому представлены преимущественно городскими жителями. В окрестных сёлах цыган нет. И здесь тоже автор, говоря о проживании цыган в окрестностях Сорок, мягко говоря, ошибается, а попросту говоря, –лжёт. Селятся цыгане компактно, табором. До настоящего времени у молдавских цыган сохраняются традиционные социальные институты, в том числе община – табор. Все сложные вопросы жизни табора решаются коллективно. Кроме Сорок, центром цыган в Молдавии является также городок Атаки (расположенный в 58 километрах севернее Сорок). Несколько лет назад цыганский барон, проживающий в Сороках, Артур Черарь, выступил с инициативой создать цыганское королевство с центром в Сороках. Именно поэтому они строят здесь дома, похожие замки и дворцы. В отличие от других групп населения, местная власть им это позволяет делать. Однако превратить их полностью в оседлых не удалось до сих пор, хотя из кибиток в каменные дома они начали перебираться ещё в середине 1950-х годов, а не в 1970-1980-х, как пишет «г-жа анонимка». В Сороках, кстати, есть место, с которого можно вести примерный отсчёт начала их оседлого образа жизни. Это завод металлоизделий, построенный специально для молдавских цыган в конце 1950-х годов. Но попробуйте найти сегодня там хоть одного цыгана!
***
Автор статьи статья лишь упоминает о Косоуцах. А где же фотографии, где история Косоуцкого монастыря, источника со «святой водой»? А ведь Косоуцы по-своему тоже уникальны и неповторимы. Это село ненамного моложе Сорок: первое упоминание о нём относится к 1517 году (первое упоминание о Сороках – к 1499-му). Чем знаменито это село? Во-первых, тем, что расположено напротив украинского городка Ямполь, центра одноимённого района, известного тоже примерно с 16-го века. Во-вторых, село Косоуцы (раньше говорили «Косуцы») известно уже много лет своим гранитно-щебёночным карьером, единственным, кстати, в Молдавии. Гранитные плиты из Косоуц когда-то украшали тротуары Сорок, служили облицовкой для здания кинотеатра «Молдавия», ими украшались заборы, стены домов и другие места. Гранитные плиты из Косоуц до сих пор украшают общественные здания Кишинёва, Бельц, Оргеева, Тирасполя. Село Косоуцы знаменито своими мастерами по камню. Целые династии до наших дней занимаются художественной обработкой камня, изготавливают декоративные элементы для домов, распятия с ликами ангелов, столы, памятники, надгробия и другие изделия из камня, который, подобно, иерусалимскому известняку, становится мягким при обработке, а затем опять твердеет и превращается в скалу.
В-третьих, Косоуцы интересны с точки зрения археологии, гидрологии, теологии. В ходе археологических раскопок на месте села было обнаружено человеческое поселение, возраст которого достигает 22 тысяч лет. Недалеко от этой палеолитической стоянки, в семи километрах на север от сегодняшнего центра села, в глубоком ущелье, расположен средневековый монастырь, реставрированный в последние годы. Монастырь был основан в 1729 году двумя монахами: Гавриилом и Павлом. Рядом с монастырём находится родник с минеральной («святой») водой. Вода обладает, действительно, особым вкусом и особыми лечебными свойствами. В последние годы здесь возведён величественный монастырь и странноприимный дом. Батюшка этого монастыря лет восемь назад разъезжал на диковинной заграничной автомашине лазурного (светло-зелёного) цвета. Похоже на то, что живётся «христианским молодцам», состоящим на службе при этой «святой водице», очень даже не бедно. А вы говорите про городок наш Сороки, что он – бедный и злополучный? Да посмотрите вы на новые дворцы и замки в центре города, гостиницу «Цетрал», новые магазины, «забегаловки», «кафешки»…Спросите у местных жителей, как им живётся-можется. Думаю, что больших жалоб вы от них не услышите.
Да, кстати, а когда были сделаны эти фотографии? Судя по жёлтым листьям на земле и на деревьях, то осенью. А какой осенью: нынешней или прошлогодней? В одном месте вроде написано, что в ноябре 2012-го, а текст озаглавлен почему-то мартом… Вот и «верь-не верь» глазам своим!

Давид ХАХАМ
sadmin
 
Сообщения: 799
Зарегистрирован: Вт июл 10, 2007 2:09 am

Вернуться в Отклики наших читателей

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron